Экономическая библиотека

Учебники по экономике

6.4. Магическое действие цвета и звука

  Форма, ритм, композиция
  Известно, что структура и динамика изображения оказывают самое непосредственное влияние на подсознание человека. К сожалению, увлекаясь сюжетными постановками, создатели рекламы не принимают во внимание именно психологическое влияние ритма, композиции и используемых форм. В то же время сама по себе, к примеру, форма торговой марки или композиционная структура кадра способна произвести действие не меньшее, чем сам текст или голос диктора.
  Представление о достоинствах товара можно внести в подсознание многими путями.
  Несбалансированные формы порождают в душе зрителя определенный дискомфорт: незавершенное хочется мысленно достроить и дорисовать в воображении. Симметричные же формы, напротив, вызывают стойкое ощущение гармонии и благополучия, закрепляемые ассоциативно на образе товара. Молниеподобное очертание производит впечатление резкого изменения, демонстрирует концентрацию силы и указывает на быстрое, стремительное высвобождение энергии. Плавные, изящные линии создают ощущение гармонии, постепенности и мягкости.
  Психологические эффекты, производимые различными формами, активно используются в практике янтра-йоги, которая славится своей эффективностью. Согласно древним преданиям о психике человека, согласующимся с современными данными, периодическая демонстрация определенной формы, организованная ритмически и в определенном композиционном контексте, "засевает" в подсознании человека "семена впечатлений", которые после прорастают и устойчиво ассоциируются с качествами товара. Особенно эффективно использование строгих, математически точных геометрических фигур, архитектурных ансамблей и сложных форм природных объектов. Определить специфику психологического эффекта той или иной формы очень нетрудно - для этого психологами используется так называемый "семантический дифференциал", позволяющий в ограниченные сроки изучить те ассоциации и чувства, которые пробуждает в экспертах демонстрируемая фигура.
  Модуляция ритма порой сама по себе может "вгонять" человека в транс (это используется в суггестивной ритмопедии - ритм мелькания кадров, содержащих конкретную информацию, резонирует ритмам мозговой электрической активности). Любопытно также то, что ритм, форма и композиция действуют на субсенсорном уровне - их "психологическое значение" воспринимается совершенно неосознанно и проникает в психику очень глубоко. Фактически, всякий ритм, любая форма и всевозможные композиции обладают отчетливым действием на подкорковые структуры мозга, вызывая те или иные эмоции и связанные с ними сюжетные ассоциации. Стимулирование скрытых глубоко в структурах мозга так называемых "энграмм" (элементов личного опыта) позволяет усилить суггестивное воздействие имиджа.
  Цвет и звук оказывают на человека именно магическое, подспудное программирующее воздействие. Специфика этого влияния пока мало кем осознается и используется только узкими специалистами - психолингвистами и психологами, изучающими влияние цвета.
  Психолог М.Люшер в 40-х годах выявил биопсихическую символику цвета, достоверность которой доказана более чем полувековой практикой цветопсихологического тестирования и индивидуумов, и групп, и целых народов. Цвет имеет четкий содержательный смысл, не осознающийся, но принимаемый человеком помимо контроля воли. Через нейронную сеть Бейкера цветовое влияние попадает непосредственно в управляющие подкорковые центры мозга, приводя к возбуждению особых структур и выделению целого спектра нейрогормонов, оказывающих влияние на весь организм. Если можно так выразиться, цвет влияет на психику телесно, непосредственно физиологически. Такое влияние практически неконтролируемо и неотвратимо. Важно лишь определить функциональную задачу цветовоздействия и смодулировать нужный цветопоток.
  Сочетание направленно ориентирующего эмоции потребителя цветового потока с дополняющей цветовоздействие музыкой оказывает еще более глубокое и значительно более мощное синэстетическое воздействие, защититься от которого человек не в силах. Понятно, что речь идет о могущественном инструменте создания заданного настроения и формирования совершенно определенного отношения к содержательной информации, сопровождаемой цветом и звуком. Вопрос лишь в том, как подобрать нужное влияние, как выделить его составляющие и скомпоновать вместе для усиления воздействия. Для такого анализа используется цветотест
  Люшера, методики ранжирования музыкальных отрывков по предпочтению (чаще всего мало осознаваемому) и психологический метод "семантического дифференциала".
  Проблема поиска единственно правильного цветового решения рекламной задачи осложняется отчасти и тем, что представители различных этносов имеют определенные особенности в том, что касается содержательной ассоциативной связи конкретных цветов и соотносящихся с ними форм, переживаний и тенденций поведения. По исследованиям психологов, к примеру, американцам любовь представляется красной, процветание - желтым, надежда - зеленой, а верность - голубой, а деньги - синим. В то же время китайцы красный цвет подсознательно связывают с добротой и отвагой, черный - с кристальной честностью, а вот белый цвет воспринимают как символ обмана и подлости. Население Беларуси отличается следующими цветовыми предпочтениями: покой - серый, опасность - оранжевая, битва - красная, терпение - коричневое, родина - зеленая, надежда - желтая, а любовь - сине-фиолетовая.

 
© www.eclib.net