Экономическая библиотека

Учебники по экономике

Исторические этапы экономической психологии

  Первый этап экономической психологии охватывает период XVIII - 30-е гг. XX вв. Второй этап приходится на 40-50-е гг. XX в., и третий - на начало 80-х гг. XX в. по настоящее время. Последовательность и характеристики этапов изложены в [1, 4, 7, 8, 14].
  Вехи первого этапа складываются из работ А. Смита, А. Маршалла, Дж. Кейнса, М. Вебера и др., которые выражали идеи значимости психологического фактора в экономике. Примечательны идеи французского ученого Г. Тарда «Экономическая психология» (1902). В своем фундаментальном труде Тард приподнимал важность социальной сущности человека в экономике. Он рассматривал взаимовлияние социальных законов и стоимости, денег и капитала, роль желаний и веры, взаимосвязь потребностей, труда, денег, капитала, проблемы ценообразования, конкуренции и т. д.
  В России А. В. Чаянов в 20-х гг. прошлого века исследовал мотивационные механизмы поведения субъектов хозяйствования на примере семейных крестьянств. В 1923 г. в России вышла книга О. Липманна «Экономическая психология и психологическая консультация».
  Отто Липманн выделял психологию работника и психологию покупателя, психологию рекламы и психологию продаж и связывал эти области с общей и дифференциальной психологией (психологией индивидуальных различий).
  В Германии появились исследования Хуго Мюнстерберга в области психологии труда и организационной психологии. Он изучал сферу микроэкономических проблем, вопросы монотонности труда, его организации, психологию восприятия рекламы.
  Второй этап приходится на 40-50-е гг. XX в. Исследования развернулись в США и Франции учеными Г. Катоном, П. Рейно, П. Альбу. Так, например, Г. Катон проводил один раз в четыре месяца измерение реакций потребителей на экономические стимулы. Он делил экономическое поведение на импульсивное и привычное и ввел понятие «подлинного», фактического решения, которое зависит от ожиданий. Как влияет чувство ожидания той или иной модальности и степени на последующее решение в области потребления, инвестирования? Американский исследователь применил новые показатели, в частности «индекс потребительского чувства», роль которого выражается в способности дать характеристику психологического состояния масс и групп людей и предвидеть действия в экономике, меняя заблаговременно конъюнктуру.
  П. Рейно затрагивал общеэкономические вопросы и проблемы предпринимательства, роль последнего в экономическом росте стран. Поль Альбу включал в структуру экономической психологии проблемы организационной и промышленной психологии. Он считал, что экономическое поведение охватывает как потребление, так и работу, производство, что экономико-психологическая реальность многообразна. В. М. Соколинский отмечает, что в 60-70 гг. появились работы немецких ученых Б. Штрюмпеля и Г. Шмельдерса, посвященные психологии денег и финансов.
  Третий этап в развитии экономической психологии связывают с 80-ми гг. XX в. В 1982 г. создана Международная ассоциация исследований в области экономической психологии, координирующая усилия и деятельность многих специалистов. Под ее эгидой проводятся конференции, летние студенческие школы экономической психологии, выпускается журнал «Экономическая психология». В 1988 г. вышел первый учебник по экономической психологии, который включил материал учебных курсов ученых Тнлбургского университета (Нидерланды) и специалистов других стран. Создатели: Ф. ван Райя, Г. Вельдховен, К.-Э. Варнерид.
  Полагаем, что необходимо включить в вышеописанную периодизацию ранний этап истории экономической психологии, отмеченный, начиная с XV в., вкладом отечественных мыслителей [8].
  Важным идейным течением, регулирующим повседневное поведение людей в быту и хозяйстве, культуру труда, нормы взаимодействия и взаимоотношения в семье, миру или светской жизни, было православие. В конце XV в. появились тексты, посвященные поведению православного христианина в труде - обязательном атрибуте существования, - духовных деятелей Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. И. Волоцкий писал текст об укреплении плоти и разума посредством труда. Н. Сорский обосновал идею труда не только как процедуру отпущения грехов, но и духовной работы.
  Одним из ранних светских сводов положений о психологии поведения во многих сферах жизни, в том числе хозяйственной, является сочинение «Домострой», созданное священником Сильвестром в пору расцвета новгородского купечества (XVI в.). Полностью текст назывался «Книга, глаголемая домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадом, и рабом и рабыням». Книга отражала устои жизни патриархального хозяйства, одной из исторических организационных форм экономики. Например, в «Домострое» давалось руководство к тому, «как всякому человеку жить по средствам и о тех, кто живет нерасчетливо». Книга учила, «как сохранять домашний порядок и что делать, если придется чего попросить у людей или людям дать свое». Правила наставляли, «как самому хозяину или кому он прикажет припасы на год и иной товар закупать».
  Значимость знаний хозяйства отражалась в российских трактатах о материально-бытовой среде обитания, манере поведения в ней человека с учетом его характера и состояний. В 1724 г. в России появилась рукопись И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», написанная задолго до появления работы А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776).
  И. Т. Посошков приводил морально-нравственные правила ведения хозяйства, наблюдения о зависимости достатка от психологических проявлений человека. А. Смит писал о предпринимателях, которые достигают прибыли за счет личных трудов на заемный капитал, попутно производя социально-полезные работы для других участников экономической деятельности, о разделении людей на группы работников и работодателей, о стоимости труда и цен на товар. И. Т. Посошков подчеркивал значение экономической грамотности, контроля над страстями. Он обосновал мысли о множественности укладов, слоев и специфике хозяйства людей, а также писал, что экономическая жизнь привязана к условиям конкретной нации и народа.
  Исследователи истории экономической мысли XIX в. в России отмечали вклад отечественных ученых, который по содержанию относится к психолого-экономическим знаниям [1]. Российский академик А. К. Шторх в 1815 г. включал в курс политической экономики «теорию цивилизации», под которой понимал знания о духовных ценностях народов. Он считал, что создание «нематериального капитала» - укрепление здоровья, развитие способностей человека, расширение достатка, обеспечение безопасности - важны так же, как и материальные ценности. Труд, создающий «нематериальный капитал», тоже увеличивает богатство нации. Он утверждал, что внешние блага - это национальное богатство, внутренние блага - это цивилизация нации.
  В это же время А. К. Шторх и Н. С. Мордвинов выдвигали антитезу смитовскому пониманию характера мотивов в экономике. Они считали, что объект экономики - хозяйство, сложный общенациональный организм с переплетением экономических, внеэкономических, технических и демографических факторов. Как и А. Смит, они признавали конечной целью экономики обогащение народа как свободных личностей. Но при этом замечали, что в противовес эгоистически выгодным интересам экономического субъекта есть сферы экономики, не основанные на чистой выгоде, например аграрное хозяйство.
  Идеями нравственных устоев экономики пронизаны работы многих отечественных экономистов и государственных деятелей. Так, Т. Степанов в «Записках о политической экономике» (1844) замечал, что политическая экономика не терпит эгоизма, а дает полный простор деятельности человека. Об опасности забвения нравственных начал в хозяйственных деяниях писал А. Бутовский в «Опыте о народном хозяйстве или о началах политической экономии» (1847). И. И. Янжул включал в число составляющих экономического роста нации фактор честности. С. Ю. Витте подчеркивал то, что экономисты видят меновые ценности, не принимая во внимание ни нравственные, ни политические интересы настоящего и будущего экономики в национальных условиях (1889).
  Таким образом, в работах отечественных философов, религиозных деятелей, экономистов, деловых людей, политиков, начиная с XV в., находили отражения экономико-психологические знания в форме идей о взаимодействии, состояниях, характерах, ценностных основаниях хозяйственного поведения. Российская экономическая мысль исторически раньше зарубежных исследователей создала текст по экономической психологии.
  Современные отечественные исследования в области экономической психологии ведутся в образовательных центрах Москвы и Санкт-Петербурга, Иркутска, Якутска, Тюмени и Ярославля, Твери и Владимира, Тамбова и Воронежа, Калуги. Систематически проводятся конференции и форумы, на которых рассматриваются теоретические и практические проблемы человека, групп, общностей, организаций, возникающие в экономически-психологической реальности.
  Анализ направлений развития и образовательных программ современной экономической психологии в странах Европы и Америки показал, что исследование и изучение проблем экономической психологии в мировых центрах идет по двум основным направлениям. С одной стороны, отмечается широкий спектр вопросов, касающихся поведения потребителя на микроэкономическом уровне деятельности - индивидуум, домашнее хозяйство, фирма. Основой для этого направления выступают концепции микроэкономической теории. С другой стороны, в поле внимания исследователей фокусируется макроуровень психологического аспекта экономической деятельности. В этом направлении изучаются агрегированные экономические явления - деньги, налоги, инфляция, безработица, бедность, богатство. Теоретический базис заключен в системах знаний макроэкономики, институциональной теории и др. [9].

 
© www.eclib.net